КОММЕНТАРИИ
Честный бизнес выиграет от принятия нового антимонопольного закона
"В ближайший месяц Правительство внесет на рассмотрение Государственной Думы проект закона "О защите конкуренции", разработанный Федеральной антимонопольной службой совместно с Минэкономразвития.
О предстоящих изменениях антимонопольного законодательства читателей знакомит Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области Геннадий Кириллович Насонов.
Проект закона "О защите конкуренции" вызвал массу споров и противоречивых мнений. Публичное обсуждение законопроекта прошло в Государственной Думе, Совете Федерации, Торгово-промышленной Палате и Высшей школе экономики.
Новый закон и поправки в Кодекс об административных правонарушениях (которые также предлагает ФАС России) не только кардинально меняют проводимую в стране антимонопольную политику, но и дают самой антимонопольной службе больше возможностей для пресечения действий, угрожающих конкуренции. А это вызывает опасения у крупного бизнеса.
Новый закон предоставляет органу по защите конкуренции новые полномочия, например, в ведении расследований. Но в то же время, он значительно снизит административное бремя на хозяйствующие субъекты. В частности, тотального контроля над приобретением акций, слияниями и поглощениями больше не будет. Пороговые значения суммарных активов участников сделки для ее предварительного согласования повышаются до 3 млрд. рублей, а для уведомления о совершении сделок - до 200 млн. рублей.
Также отменяется согласование каждой сделки по приобретению акций. Предварительного разрешения будет требовать только приобретение блокирующего (25%+1), контрольного (50%+1) и пакета акций, исключающего возможность блокирования решений акционера третьими лицами (75%+1). Но и это еще не все. Проект закона "О защите конкуренции" отменяет предварительное согласование создания финансовых организаций (и увеличения их уставного капитала) и антимонопольный контроль в отношении некоммерческих организаций.
После вступления в силу нового закона, внимание антимонопольных органов будет сконцентрировано только на крупных сделках, которые могут оказать влияние на экономику страны, а малый и средний бизнес будет избавлен от ненужной мелочной опеки.
Поясняя нововведения в антимонопольном законодательстве, необходимо обратить внимание на то, что для эффективного выявления и пресечения антиконкурентных действий в проекте закона уточнены многие основополагающие понятия.
В новом законе предусмотрено современное, а не столетней давности, определение монопольного положения на рынке. Его суть - если больше половины рынка принадлежит трем игрокам, то ФАС России получает право антимонопольного регулирования такого рынка. Именно такие схемы, называемые олигополией, и преобладают - от трех до пяти игроков хозяйничают на рынке без всяких внешних признаков скоординированности, но им под силу диктовать цены, условия поставок и даже исключать потребителей из обслуживания как невыгодных. Кроме того, в законе вводится понятие согласованных действий, что позволит в судах доказывать ценовые сговоры и раздел рынков по территориальному признаку.
Еще одна важная проблема, которую, по замыслу авторов, должен решить новый закон - предоставление органами власти индивидуальных льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам. Предполагается ввести в законодательство понятие государственной помощи и существенно ограничить ее предоставление исчерпывающим перечнем случаев. То есть, предоставление госпомощи будет возможно только в случаях стихийных бедствий, катастроф и чрезвычайных ситуациях или когда госпомощь будет предоставляться через федеральный, региональный или муниципальный бюджеты.
В своих публичных выступлениях Руководитель Федеральной антимонопольной службы - Игорь Артемьев не раз отмечал, что нарушения антимонопольного законодательства наносят огромный вред экономике и негативно сказываются на развитии социальной сферы. Однако штрафы для нарушителей применяются символические. Сегодня к ним, как к уличным хулиганам, применяются штрафы, измеряемые МРОТами, а МРОТ при расчете штрафов равен 100 рублям. Максимальный штраф для юридических лиц - 5000 МРОТ (около 17 тысяч долларов), а для физических лиц - еще меньше. Даже для олигархов районного масштаба суммы смехотворные.
Поэтому антимонопольщики возлагают большие надежды на введение в Кодекс об административных правонарушениях так называемых оборотных штрафов и предлагают наказывать по европейским стандартам: в процентах от годового оборота компании-нарушителя, например, - 0,5 - 2 % за злоупотребление доминирующим положением на рынке и 1-4% за картельный сговор. А это может нанести серьезный урон даже крупной компании. Сурово, но справедливо.
Все новшества должны значительно увеличить эффективность политики защиты конкуренции, а стало быть, и экономической политики в целом, ведь конкуренция - одна из основ рынка, без которой нет и не может быть устойчивого развития. Если законопроект пройдет через Государственную Думу, не потеряв "остроты" своих основных положений, уже в 2006 году мы можем рассчитывать на новое, современное и эффективное, антимонопольное законодательство, которое будет способствовать развитию конкуренции, а жесткие санкции за его нарушение станут сдерживающим механизмом для потенциальных нарушителей.
Суть нового закона состоит в том, что честный бизнес от принятия закона "О защите конкуренции" выиграет.
Обновляется ежедневно
Новости и объявления принимаются по E-mail:
fan_smol@sci.smolensk.ru, vuk@keytown.com, izotov_s@mail.ru.
Размещение ПЛАТНЫХ объявлений и РЕКЛАМЫ:
Тел.
8-910-714-45-51